Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Необслуживаемые аккумуляторы являются современными источниками постоянного тока. Термин «необслуживаемые» совсем не означает, что эти АКБ не нуждаются в минимальном уходе и контроле работоспособности. Производители таких источников тока подразумевают, что в них не происходит испарение воды в электролите, вследствие чего ее не надо добавлять в банки.

Но подзарядка аккумуляторных банок производится всегда, независимо от того, являются они обслуживаемыми или нет. Для понимания необходимо остановиться на разборе классификации.

Типы необслуживаемых аккумуляторов

К необслуживаемым типам аккумуляторов относят:

  • Батареи, выполненные по технологии SLA с залитой кислотой, разбавленной дистиллированной водой в определенном соотношении;
  • Усовершенствованные АКБ с жидким электролитом (название технологии изготовления – EFB);
  • Выполненные по технологии AGM;
  • С гелиевым жидким электролитом (сокращенно GEL).

Алгоритм зарядки необслуживаемых источников тока зависит от их типа. Разберемся подробнее.

  1. Первоначально первый тип необслуживаемых кислотных АКБ, по своим техническим характеристикам, не отличался от своих классических «братьев». Разница состояла в отсутствии привычных заливных пробок.
  2. Второй тип аккумуляторов изготовляется EFB технологии. Дальнейшее совершенствование кислотных АКБ привело к использованию в их конструкции сепараторов в виде конверта. В них помещаются свинцовые пластины. В данных батареях, представляющих собой промежуточный вариант, между обычными свинцовыми аккумуляторами и выполненными по технологии AGM, применяется в качестве электролита не кислота, а специальная жидкость электрохимического типа.
  3. В источниках тока, выполненных по технологии AGM, применяется не жидкий электролит, а абсорбированный, который заполняет отсеки аккумулятора заполненные пористыми стекловолоконными ковриками.
  4. В гелевых аккумуляторах применяется гелеобразный электролит с добавкой кремниевой кислоты. В остальном конструкция не имеет отличий от других типов необслуживаемых АКБ.

как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Алгоритм зарядки необслуживаемых аккумуляторов практически одинаков. Однако максимальный ток и напряжение заряда — различаются.

  1. SLA/ EFB: максимальный ток составляет 0,1 х емкость батареи. Напряжение 14,2…14,5.
  2. AGM: максимальный ток зарядки составляет 0,2 х емкость батареи. Напряжение 14,6…14,8.
  3. GEL: максимальный ток составляет 0,2 х емкость батареи. Напряжение 14,1…14,4.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях

Подготовительные действия перед зарядкой

  1. Очистить аккумуляторы от загрязнения. Проверить корпус на целостность и отсутствие повреждений и трещин. Проверить надежность крепления клеммных выводов.
  2. Проверить уровень электролита в свинцовых АКБ с кислотным электролитом, если корпус позволяет это сделать. При оголении свинцовых пластин можно долить в банки дистиллированную воду. Для этого нужно как можно аккуратнее сделать острым шилом отверстия под наклейками на банках. С помощью шприца, наполненного водой довести уровень электролита до нормы. Заделать отверстия кислотоупорным герметиком. 
    ВАЖНО: Не заливайте в банки кислоту! Только дистиллированную воду.
  3. ВАЖНО: Остальные АКБ необслуживаемого типа НЕ ДОПУСКАЮТ каких либо доливок во внутренние полости!
  4. Подключаем аккумулятор к зарядному устройству.

На этом процесс подготовки к зарядке закончен.

Дома можно заряжать автомобильные аккумуляторы в помещении с вытяжной вентиляцией, в санузле, несмотря на герметичное исполнение батарей. Не допускается использование открытого огня. Зарядка производится зарядным устройством. Хорошо, если используемое зарядное устройство позволяет менять режимы зарядки аккумулятора. Разберем кратко алгоритмы.

  1. Режим постоянный ток/постоянное напряжение. Этот алгоритм позволяет обеспечить наиболее «щадящий» режим зарядки. При этом зарядное устройство ограничивает напряжение в конце процесса. Для SLA/ EFB, AGM батарей напряжение составляет 14,5 вольта, для GEL батарей – 14,1 вольта. В конце зарядки напряжение снижается до 13,2 вольта для батарей всех типов.
  2. Сильно разряженные АКБ лучше заряжаются, если при их зарядке применять алгоритм предзаряда. Он позволяет производить «раскачку» аккумуляторных банок для улучшения их способности восприятия заряда. Предзаряд предполагает зарядку импульсным током.
  3. При сульфатации пластин аккумулятора применяется режим чередования зарядки и разрядки.

зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля зарядным устройством

Степень заряда аккумулятора по напряжению

Степень зарядки аккумуляторной батареи определяется по плотности электролита. Но в необслуживаемых АКБ этот параметр невозможно измерить. Поэтому о степени зарядки можно судить по напряжению НРЦ (напряжение на АКБ без подключенной нагрузки), через 8 часов после окончания зарядки. Оно должно составлять:

  • больше 12,7 в для 100% заряженной батареи;
  • 12,5 вольта для 80% заряженного аккумулятора;
  • 12,3 вольта для 60% заряженной АКБ;
  • 12,1 вольта для 40% заряженной батареи;
  • 11,9 вольта для 20% заряженного аккумулятора;
  • 11,7 вольта для полного разряженного АКБ.

ВНИМАНИЕ: Герметичные необслуживаемые аккумуляторы не рекомендуются заряжать выравнивающими токами (для выравнивания напряжения на отдельных банках), если это специально не оговорено производителем.

Режимы заряжания АКБ можно устанавливать вручную, контролируя весь процесс. Однако современные зарядные устройства позволяют осуществлять выбор режима для определенного типа источника тока. Алгоритм работы зарядного устройства меняется автоматически. Зарядное устройство может выполнять и функции пускового. Зимой, в сильный мороз, пусковое устройство ослабляет нагрузку на аккумуляторную батарею позволяя осуществить запуск двигателя даже с разрядившимся аккумулятором, заряд которого потом восстановится только при длительной поездке на автомобиле.

Помните, нельзя допускать эксплуатацию любого аккумулятора до низкого падения напряжения на его клеммах. Восстановление сильно разряженных аккумуляторных батарей не приводит к их 100% емкости.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.